Научно-методическая работа МБДОУ № 111
Целью научно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Реализация этой цели научно-методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, творческие группы педагогов, Педагогический совет, методическая служба, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию
Планирование методической работы.
Научно-методическую работу в дошкольном образовательном учреждении ведет старший воспитатель.
Научно-методическая работа - это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовымпедагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Научно-методическая работа в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273~ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
Ø Достижение воспитанниками установленных государством образовательных стандартов (ФГОС);
Ø Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободной развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
Ø Адаптацию дошкольного учреждения к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
Ø Светскость образования.
Планирование научно-методической работы в дошкольном учреждении
осуществляется на аналитической основе:
Ø анализ внешней среды дошкольного учреждения (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней);
Ø анализ состояния дошкольного учреждения (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
Ø цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Научно-методическая деятельность МДОУ № 111 обеспечивает коррекцию педагогического процесса в случае его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
Цель научно-методической работы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
Ø Обучение и развитие педагогических кадров дошкольного учреждения, управление повышением их квалификации.
Ø Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов дошкольного учреждения.
Ø Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
Координация деятельности дошкольного учреждения и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников. Координация деятельности дошкольного учреждения с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и дошкольного образовательного
учреждения в целом. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Основные подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении основаны на: системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольного учреждения, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей; личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере старшего воспитателя;
Ø дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в дошкольном учреждении;
Ø подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
Ø мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
Ø коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Научно-методическая работа дошкольного учреждения носит опережающий характер и обеспечивает развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.
Эффективными формами организации научно-методической работы являются:
Ø педсовет;
Ø семинары, семинары-практикумы, круглые столы;
Ø открытые просмотры;
Ø медико-педагогические совещания;
Ø консультации;
Ø работа творческой группы.
Результаты научно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении:
Ø обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;
Ø пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;
Ø оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;
Ø конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;
Ø формирование банка данных по обмену педагогическим опытом;
Ø разработка и внедрение в работу новых проектов, технологий и программ.