В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить доступную среду.
Конституция Российской Федерации
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
МБДОУ № 111 частично соответствует требованиям СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Конструктивные особенности здания МБДОУ № 111 не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Для всех категорий инвалидов объект доступен частично (не обеспечено свободное передвижение по территории и внутри зданий).
Для обеспечения на объекте соблюдения условий доступности, определенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», необходимо проведение второго этапа адаптации объекта или включение мероприятий по адаптации в план проведения капитального ремонта в соответствии с управленческими решениями, принятыми в паспорте доступности.
Оборудование помещений МБДОУ № 1111 и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности:
На центральном входе в здание установлена тактильная мнемосхема с указанием основных зон, путей движения по территории и доступных входах в здания МБДОУ № 111 (СП 59.13330.2020)
Обустроены плавные съезды на пересечениях пешеходных дорожек и проезжей части (СП 59.13330.2020)
Установлены информационные знаки, указывающие направление движения и эвакуации и информационные тактильные таблички о назначении целевых зон (СП 59.13330.2020)
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное образование».
Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими
На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда
Педагоги МБДОУ №111 моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ (при наличии) в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, релаксационное и сенсорное оборудование.
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ № 111 – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда оборудованы техническими средствами обучения:
интерактивные комплексы
многофункциональное рабочее место с логопедическими пособиями.
робототехнические наборы
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы, (при наличии детей с ОВЗ в составе воспитанников МБДОУ №111).
В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, социоигровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, театрально-игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Доступ в здание и на территорию МБДОУ № 111 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья частично оборудован в соответствии с требованиями.
В здании детского сада имеются кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, оборудованные коррекционными пособиями для проведения занятий с детьми ОВЗ и инвалидами.
Медицинское обслуживание, условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется на основании договора, заключенного между МБДОУ № 111 и МБУЗ «Детской городской поликлиникой № 17 города Ростова — на — Дону».
Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организованы и осуществляются в соответствии с действующим СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Доступа воспитанников к информационным системам и информационно-
Доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам — нет, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки - нет, в том числе приспособленной для использования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - нет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — нет.
Использование при реализации Основной образовательной программы МБДОУ №111 электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — не предусмотрено. (На сайте дошкольного учреждения работает раздел «дистанционные технологии», в котором педагоги и специалисты детского сада располагают рекомендации и практические задания для детей в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов.)